Тайна
рубаи

Розалия Бали о тайнах рубайата Омара Хайяма

Вопросы о предназначении.
Возраст 40 лет

31 июля 2020

Послушать аудио «Омар Хайям. Вопросы о Предназначении. Мистика» (муз.Султонали Рахматов)

Вопрос о смысле жизни и поиск предназначения присущи в той или иной степени всем этапам взросления человека. Однако необходимо знать, что слишком сильное, эмоционально необузданное стремление понять свое предназначение, может привести к преждевременному проявлению мистических событий, о которых в разных традициях сообщается в таких образах, как «битва с Кащеем-Бессмертным», «сильный шторм в море-окияне» (в русских сказках), сражение с «войском Джалута» (в Коране, сура 2: айяты 249,250), «народ великорослый», охраняющий святую землю (в Коране, сура 5: айят 22), «Стражи, обходящие Город» («Песнь Песней Царя Соломона, 5.7 ). У Омара Хайяма — это образ Ангела с чашей, в которой — «напиток смерти темный». В других вариантах образ этих мистических событий у Омара Хайяма передан как «чудище, обличьем — сатана» или «разбитый кувшин с вином».

Дело в том, что когда человек сверх меры и преждевременно накаляет свои страсти о предназначении, это равносильно отчаянному взыванию к Богу (хотя может быть сам взывающий и не упоминает Бога в своих мыслях). В ответ на такое настойчивое «взывание», высшие силы склоняются к страждущему — и начинается великое Испытание, не на жизнь, а на смерть. Ибо знание о высоком предназначении дается только тем, кто этого достоин.

Кто же достоин знания о своем высшем предназначении? Кто способен выдержать это мистическое Испытание?

Ответ предельно прост — добрый человек.

Удивительный феномен доброты состоит в том, что совершая добрые поступки, стараясь поступать по-совести, человек, сам того не осознавая, приобретает такие качества души и разума, которые в последствии дают ему силу устоять в мистическом Испытании. Ни суперсовременные медитации, ни тренинги, ни курсы, ни престижное образование — ничто так не укрепляет дух и разум, как добрые и благородные поступки в нашей обычной повседневной жизни.

Не случайно в сказках добрый герой побеждает Кащея, в священных писаниях — добродетельный человек спасается в день Страшного Суда и приобретает милость Бога. По наставлениям Сократа — добродеяние есть мудрость, им познается высшее из благ. Все великие мудрецы мира проповедовали добродеяние — ибо это качество победителя, которому божественные силы могут доверить высокие знания и способности.

Поэтому не следует спешить взывать к Богу о познании своего предназначения, а надо спешить познать доброту, приобретая силу духа и мудрость. И если вы преуспеете в этом познании — Бог сам склонится с вам в урочное время. И будет суровое Испытание, потрясающее до мозга костей, но вы его сможете выдержать.

Тем не менее, вопросы о предназначении самым естественным образом возникают и беспокоят наш ум, это нормальное явление. Важно только помнить о том, что не следует искусственно разжигать страсти по предназначению — это опасно: «до двадцати — нельзя, до тридцати — с оглядкой, доступно полностью — мужчине зрелых лет» (Омар Хайям, пер.И.Голубев, №818). Гораздо эффективнее — укротить свои эмоции, проникнуться уверенностью в том, что предназначение откроется в свое время, а пока оно не известно — надо стараться мыслить и поступать по-доброму, а это на самом деле большая аскеза: «Прочь пустые мечты о великих свершеньях! Лишь с собой совладавши — достигнешь высот» (Омар Хайям, пер. Г.Плисецкий № 255)

Возраст зрелости, о котором сообщает Омар Хайям — это возраст сорока лет. Не случайно слово «сорок» имеет один и тот же согласный корень «срк» со словом «срок».

40 лет — это очень серьезный срок в жизни человека. Так называемый кризис середины жизни (40 лет) — самый трудный и драматичный из всех кризисов взросления человека. В этом возрасте вопросы о предназначении достигают наивысшей степени накала: «Коль головы поднять из праха не поможешь — ходи по головам! Не уберем вовек!» (Омар Хайям, пер.И.Голубев, № 747). В Коране это состояние души передано более благородно, отразив внутреннее смирение в мольбе об откровении предназначения: «Когда же он достигнет крепости (мужской), достигнет сорока годов (от роду), он говорит: «Владыка мой! внуши мне быть признательным Тебе за милость, которую родителям моим и мне Ты оказал, чтобы добро, угодное Тебе я делал!» (сура 6: из айята 15).

Вникните в эту фразу — «внуши мне быть признательным Тебе, чтобы добро, угодное Тебе я делал». Это и есть описание состояния души, которая просит у Бога быть Ему послушной в совершении добрых дел. Это мольба о служении высокой цели.

40 лет — жизненный период, который отпущен человеку, чтобы он успел окрепнуть, приобрести ту силу зрелости, которая необходима для воплощения высокого предназначения.

40 лет — это срок, когда Бог склоняется над каждым человеком, приближается к нему, чтобы оценить достижения человека и воздать по заслугам, окончательно утверждая его в одном из трех потоков, о которых подробно говорилось в теме Роза.

Проиллюстрировать это явление нетрудно: сведем в одну точку на оси времени все дни рождения людей, когда-либо живших, живущих сейчас и которые родятся в будущем. Назовем эту условную точку «днем рождения человечества» и примем ее за точку отсчета продолжительности жизни каждого человека на оси времени. Тогда любая положительная точка на этой оси будет означать ни что иное, как возраст человека. Теперь мысленно представим, как меняются качества человеческого потока при перемещении по оси времени вправо, то есть по мере взросления. Мы увидим, что чем ближе человечество приближается к отметке «40», тем четче и явственней проявляются три основных «качества» или три «потока» — в одном потоке люди необратимо деградировали; во втором, самом многочисленном потоке — мы увидим людей среднего уровня развития качеств; в третьем, самом малочисленном потоке мы увидим людей выдающихся, превосходных качеств.

При этом заметим, что на отметке «40» наблюдается самое мощное, самое многочисленное разделение на три потока — кризис середины жизни является самым переломным, подчас трагическим периодом в жизни многих людей.

Переход в поток деградировавших характеризуется усугублением, обострением процессов разрушения, что приводит к сумасшествию или гибели (самоубийству) обитателя этого потока. Страдания в этом потоке невыносимы настолько, что редко кому удается пережить рубеж 40-45 лет.

Для тех же, кто не испытал сильных потрясений в 40-летнем возрасте, признаком его перехода в один из потоков, а именно — в поток «средних», — является внутреннее ощущение зрелости и удовлетворения. Такой мягкий переход в самый многочисленный поток «средних», описан в Коране так: «И тот, кому представят Книгу (земных деяний) в праву руку, рассчитан будет легким счетом, и в радости вернется к близким собратьям» (сура 84: айаты7-9). И расчет этот настолько легкий, что «правые собратья» (обитатели среднего потока) даже не осознают божественного вердикта, а лишь замечают в себе возросшее чувство зрелости. А так как поток «средних» самый многочисленный, и так как сами обитатели этого потока практически не ощутили мистического разделения, то и ясным знанием о разделении на три потока они не обладают. Но в народе все же известна примета — сороковой день рождения считается мистической датой, этот день рождения нельзя отмечать шумно, чтобы не навлечь нежелательных событий. Эта примета родилась из жизненных наблюдений, а по сути своей предупреждает человека о том, что сороковой день рождения предназначен для раздумий о своей жизни, так как в этот день каждый предстает перед ликом Бога, чтобы держать перед Ним ответ за пройденный сорокалетний путь (хотя сам человек может даже не подозревать о происходящем в нем незримом священном процессе).

Самым драматичным является переход в поток «впередиидущих», то есть в поток людей с выдающимися качествами. Характерным признаком «кандидата» в этот малочисленный поток является состояние взывания к Богу об откровении знания о высшем предназначении.Феномен заключается в том, что добрый человек очищен в душе и в разуме настолько, что мысли о предназначении зарождаются в нем непроизвольно. Это можно сравнить с появлением родовых схваток у роженицы в тот момент, когда плод развился и неудержимо просится наружу. Удержать рождение плода невозможно. Точно также невозможно унять мысли о предназначении в мистический момент перехода в поток «впередиидущих». И это есть признак зарождения «новой жизни». Вслед за этим начинается незримое божественное испытание — «роды новой жизни». Счастливчики (добрые люди), выдержавшие это незримое мистическое испытание, получают от Бога в подарок «новую жизнь» в потоке «впередиидущих» — то есть наделяются сверхспособностями и сверхощущениями.

К этой мистической картине остается только добавить еще одно важное замечание. Оно состоит в том, что отметка «40 лет» является лишь математическим ожиданием события, которое определяет участь человека — в каком из трех потоков ему продолжать свой жизненный путь. Это означает, что для подавляющего большинства людей в человеческом потоке именно в возрасте 40 лет происходят преобразования, утверждающие человека в одном из трех качеств.

Надеюсь, мне удалось донести мысль о том, как это важно для каждого человека, чтобы в своем 40-летнем блуждании по жизненной пустыне, стараться спешить совершать добрые дела, изо всех сил слушать голос своей совести и поступать благоразумно. Надо очень серьезно изучать — что такое доброта. Это залог жизненного успеха личности.

С пожеланием счастья, Розалия Бали.
02.04.2014

Омар Хайям. Вопросы о предназначении.

Хотя стройнее тополя — мой стан,
Хотя и щеки — огненный тюльпан,
Но для чего художник своенравный
Ввел тень мою в свой пестрый балаган?
(перевод И.Тхоржевский, № 19)

Вот лицо мое — словно прекрасный тюльпан,
Вот мой стройный, как ствол кипарисовый, стан,
Одного, сотворенный из праха, не знаю:
Для чего этот облик мне скульптором дан?
(перевод Г.Плисецкий, № 113)

Неужели таков наш ничтожный удел:
Быть рабами своих вожделеющих тел?
Ведь еще ни один из живущих на свете
Вожделений своих утолить не сумел!
(перевод Г.Плисецкий, №136)

О душа! Ты меня превратила в слугу.
Я твой гнет ощущаю на каждом шагу.
Для чего я родился на свет, если в мире
Все равно ничего изменить не могу?
(перевод Г.Плисецкий, №142)

Омар Хайям. Мистика.

Саки! Вот мы в дверях и не уйдем вовек,
С порога, хоть убей, не отползем вовек.
Коль головы поднять из праха не поможешь –
Ходи по головам! Не уберем вовек!
(перевод И.Голубев, №747)

Нет гончара. Один я в мастерской.
Две тысячи кувшинов предо мной,
И шепчутся: «Предстанем незнакомцу
На миг толпой разряженной людской».
(перевод И.Тхоржевский, №99)

Предстанет Ангел там, где пел ручей,
Безмолвный ангел с чашей. Будет в ней
Напиток смерти темный. И приблизит
Ее к губам. И ты без страза пей.
(перевод И.Тхоржевский, №184)

Явилось чудище, обличьем — Сатана,
Рубаха в адовом дыму закопчена, —
Разбило вдрызг оно (не «он» и не «она»)
Усладу страждущих, мою бутыль вина»
(перевод И.Голубев, №391)

Послушать аудио «Омар Хайям. Вопросы о Предназначении. Мистика»

0 комментариев
0

Добавить комментарий

*Ваш email адрес не будет опубликован.