Тайна
рубаи

Розалия Бали о тайнах рубайата Омара Хайяма

Гончар и кувшины

3 марта 2013

Нет гончара. Один я в мастерской.
Две тысячи кувшинов предо мной.
И шепчутся: «Предстанем незнакомцу
Толпой разряженной людской»
(Омар Хайям, перевод И.Тхоржевского, № 99)

I слой.

Гончар, Создатель кувшина — Бог, Творец человека.

Мы рождаемся, приходим в эту жизнь, как одинокий незнакомец входит в мастерскую, в которой не видно хозяина – Бога. Каждый кувшин в этой мастерской – человек, загадочное творение Создателя. Каждый кувшин (человек ) имеет свое предназначение – идею, причину его появления на свет, в этом заключается загадка кувшина (человека).

В жизни нас окружают множество людей – две тысячи кувшинов, притворившихся толпой разряженной людской. Их «притворство» в том, что за внешней формой человеческого обличья и множеством событий бывает трудно опомниться и осознать окружающих нас людей «кувшинами Бога», имеющими мистическую, тайную причину появления в мастерской нашей жизни. Это осознание — одна из важных задач каждого посетителя божественной мастерской – каждого родившегося на свет человека.

Но иногда человек даже самого себя не осознает «кувшином Бога» — свойство Бога быть незримым становится для них поводом считать, что Создателя нет:

Этот старый кувшин безутешней вдовца
С полки в лавке гончарной кричит без конца:
«Где, — кричит он, — гончар, продавец, покупатель?
Нет на свете купца, гончара, продавца!»
(Омар Хайям, перевод Г.Плисецкого, № 5)

Образ Гончара для обозначения Всевышнего Хайям заимствует из Корана:

Мы сотворили человека из гончарной глины
(Сухой) и звонкой, (как фаянс).
Которой Мы придали форму.
(Коран, сура 15 «Аль Хиджр», айат 26, пер. В.М. Пороховой)

II слой.

Гончар – Человек, творец своих дел.

Плоды его дел – «две тысячи кувшинов», они являются загадкой для каждого посетителя мастерской его жизни. Идеальным примером может послужить рубайят, состоящий из тысяч четверостиший, каждое из них – причудливый кувшин. И мы, размышляя над внешним содержанием рубаи, пытаемся разгадать его «притворство» — ищем истинный, глубинный смысл – главную идею его создателя.

III слой Мистический (относится к смыслу данного рубаи)

Этот слой доступен в разделе «Путь» на отметке «Испытание в воротах рая». Не даю здесь ссылку на этот раздел, чтобы читатель осознанно решил: стоит ли погружаться в этот слой?

Сначала желательно ознакомиться со смыслами остальных образов рубайята в разделе «Прогулка» — что называется «влиться в тему», а также совершить «путешествие» в разделе «Путь» до метки «Возраст 40 лет» включительно.

0 комментариев
0

Добавить комментарий

*Ваш email адрес не будет опубликован.