Чаша
Чаша, творение Гончара – Человек, творение Бога, достойное восторженного любования:
Этой чаше рассудок хвалу воздает,
С ней влюбленный целуется ночь напролет,
А безумный гончар столь изящную чашу
Создает – и об землю без жалости бьет!
Чаша (Человек) – мера для Вина: Человек создан для того, чтобы наполниться Вином Божественной Любви:
На смену жизни жизнь другая создана;
А прежняя, как знать, куда унесена?
Все тайны спрятаны, открыта лишь одна:
Все судьбы созданы, как мера для вина.
Человек как чаша, созданная для вина — этот образ полностью соответствует кораническому образу:
Мы сотворили человека из гончарной глины,
(Сухой) и звонкой, (как фаянс),
Которой Мы придали форму.
И чистым запечатанным вином дадут им жажду утолять.
Человек – звонкая глиняная Чаша, которая по высокому замыслу Бога (Гончара) должна наполниться «чистым запечатанным вином» — райским опьяняющим напитком высокой ценности. Подробнее об этом загадочном Вине читайте здесь.
«Чаша» – как некая участь, судьбоносное событие, испытание:
Предстанет Ангел там, где пел ручей,
Безмолвный Ангел с чашей. Будет в ней
Напиток смерти темный. И приблизит
Ее к губам. И ты без страха пей!
«Чаша Джамова» – счастливая судьба:
Саки! Как хорошо от взгляда Твоего!
Как сладостны плоды из Сада Твоего!
Твое пресветлое и любящее сердце –
Как чаша Джамова для чада Твоего!
Джамшид в иранской мифологии – царь.
«Чаша Джамова» — высокая честь быть удостоенным царского опьяняющего напитка Божественной Любви (хорошо от взгляда Твоего, сладостны плоды из Сада Твоего, Твое пресветлое и любящее сердце).
Свойство напитка «Божественная Любовь» — давать ощущение высочайшего блаженства – что называется «опьянять без вина».
Быть обладателем «Чаши с вином Божественной Любви» — быть обладателем высоких талантов — царской награды.
Проводить время «за Чашей Вина» — находиться в особом состоянии «опьянения Божественной Любовью», «Божественного творческого потока» — «опьянения без вина»:
Хочешь — пей, но рассудка спьяна не теряй,
Чувства меры спьяна, старина, не теряй,
Берегись оскорбить благородного спьяну,
Дружбы мудрых за чашей Вина не теряй.
Состояние «опьянения без вина» непонятно большинству людей, поэтому они часто испытывают гнев – «благородные» оскорбляются, отворачиваются от странного «пьяницы» — «мудрые» отказывают ему в дружбе. Хайям предупреждает счастливых обладателей Божественного Вина (талантов) об осторожном проявлении своих чувств и способностей (чувства меры «спьяна» не теряй), находясь рядом с непосвященными в тайну «опьянения без вина». Для чего такая осторожность? Чтобы не остаться совсем одиноким в этом мире, чтобы не стать отверженным — в лучшем случае, а в худшем — чтобы не погибнуть от рук разъяренных «мудрецов»…
предыдущий пост:
следующий пост: