Тайна
рубаи

Розалия Бали о тайнах рубайата Омара Хайяма

Чаша

30 мая 2013

Чаша, творение Гончара – Человек, творение Бога, достойное восторженного любования:

Этой чаше рассудок хвалу воздает,
С ней влюбленный целуется ночь напролет,
А безумный гончар столь изящную чашу
Создает – и об землю без жалости бьет!
(Омар Хайям, перевод Г.Плисецкого, № 116)

Чаша (Человек) – мера для Вина: Человек создан для того, чтобы наполниться Вином Божественной Любви:

На смену жизни жизнь другая создана;
А прежняя, как знать, куда унесена?
Все тайны спрятаны, открыта лишь одна:
Все судьбы созданы, как мера для вина.
(Омар Хайям, перевод И.Голубева, № 768)

Человек как чаша, созданная для вина — этот образ полностью соответствует кораническому образу:

Мы сотворили человека из гончарной глины,
(Сухой) и звонкой, (как фаянс),
Которой Мы придали форму.
(Коран, сура 15 «Аль Хиджр», айат 26, пер. В.М.Пороховой)

И чистым запечатанным вином дадут им жажду утолять.
(Коран, сура 83 «Плутовство», айат 25, пер. В.М.Пороховой)

Человек – звонкая глиняная Чаша, которая по высокому замыслу Бога (Гончара) должна наполниться «чистым запечатанным вином» — райским опьяняющим напитком высокой ценности. Подробнее об этом загадочном Вине читайте здесь.

«Чаша» – как некая участь, судьбоносное событие, испытание:

Предстанет Ангел там, где пел ручей,
Безмолвный Ангел с чашей. Будет в ней
Напиток смерти темный. И приблизит
Ее к губам. И ты без страха пей!
(Омар Хайям, перевод И.Тхоржевского, № 184)

«Чаша Джамова» – счастливая судьба:

Саки! Как хорошо от взгляда Твоего!
Как сладостны плоды из Сада Твоего!
Твое пресветлое и любящее сердце –
Как чаша Джамова для чада Твоего!
(Омар Хайям, перевод И.Голубева, № 1262)

Джамшид в иранской мифологии – царь.

«Чаша Джамова» — высокая честь быть удостоенным царского опьяняющего напитка Божественной Любви (хорошо от взгляда Твоего, сладостны плоды из Сада Твоего, Твое пресветлое и любящее сердце).

Свойство напитка «Божественная Любовь» — давать ощущение высочайшего блаженства – что называется «опьянять без вина».

Быть обладателем «Чаши с вином Божественной Любви» — быть обладателем высоких талантов — царской награды.

Проводить время «за Чашей Вина» — находиться в особом состоянии «опьянения Божественной Любовью», «Божественного творческого потока» — «опьянения без вина»:

Хочешь — пей, но рассудка спьяна не теряй,
Чувства меры спьяна, старина, не теряй,
Берегись оскорбить благородного спьяну,
Дружбы мудрых за чашей Вина не теряй.
(Омар Хайям, перевод Г.Плисецкого, № 402)

Состояние «опьянения без вина» непонятно большинству людей, поэтому они часто испытывают гнев – «благородные» оскорбляются, отворачиваются от странного «пьяницы» — «мудрые» отказывают ему в дружбе. Хайям предупреждает счастливых обладателей Божественного Вина (талантов) об осторожном проявлении своих чувств и способностей (чувства меры «спьяна» не теряй), находясь рядом с непосвященными в тайну «опьянения без вина». Для чего такая осторожность? Чтобы не остаться совсем одиноким в этом мире, чтобы не стать отверженным — в лучшем случае, а в худшем — чтобы не погибнуть от рук разъяренных «мудрецов»…

0 комментариев
0

Добавить комментарий

*Ваш email адрес не будет опубликован.